Аюрведа – «знание жизни» на страже здоровья
Аюрведа – это медицинская система, пришедшая к нам из древности, и, к сожалению, вошедшая нынче в моду. Почему к сожалению? Потому что любая популяризация вызывает упрощение, искажение, неверные пересказы и переложения и, наконец, привлекает недобросовестных дельцов, готовых нажиться на древней науке. А эти «побочные явления» вызывают скепсис и усмешки у людей. Постараемся разобраться, что такое аюрведа и какие чудеса она обещает.
Из истории аюрведы
Дословно «аюрведа» можно перевести как «знание жизни», «науки жить». Это древняя индийская система медицины, которая развивается и сегодня. Зародилась она в Индии, и окончательно ее каноны устоялись в 1500 г н. э., однако уже тогда она считалась древним знанием. Ее основой являются ведическая культура. Отголоски аюрведы можно встретить в древнегреческой и индонезийской медицины, также аюрведу использовали буддисты. Аюрведа легла в основу медицинским учениям Тибета, Шри-Ланки, Бирмы, Китая.
Аюрведа – это синтез философии и практической медицины. При этом она используют различные методы лечения: терапевтические, хирургическое вмешательство, лито-, цвето- и ароматерапию, йогу. Но основное место здесь уделяется не лечению болезней, а их профилактике и предотвращению. При этом в аюрведе учитываются различные факторы, нарушающие здоровье. Согласно древнему учению, человек должен не только правильно питаться, заниматься физической нагрузкой, но и жить в гармонии с природой, в чистоте, развиваться духовно. И, что особенно важно, иметь возможность для самовыражения – как эмоционального, так и творческого.
Аюрведа и современная медицина
Вопреки домыслам, аюрведа не отрицает современную медицину. Более того, в медицинских трактатах были описаны те явления, которые западная медицина открыла спустя много веков. Отдельные научные труды относятся к 1500 году, но большая часть текстов была навсегда утеряна или уничтожена. Остается только предполагать, насколько продвинута была система научных знаний аюрведы.
Но очевидно, что эта медицинская система была очень продвинутой. К примеру, в Атхарваведе было упомянуто о маленьких организмах, которые возбуждают болезни. Избавлять организм от микробов предлагалось различными растениями, обладающими свойствами антибиотиков. Таким образом, именно в ведических текстах было предложено врачевание антибиотиками, которые стали применяться только после открытия пенициллина в XX веке. В ведических текстах встречается довольно подробное описание человеческого тела: кости, хрящи, органы, 4 жидкости (кровь, слизь, желчь, лимфа) и многое другое.
Важнейшими источниками аюрведической науки считаются девять текстов, в частности:
- Чарака-самхита (примерно 150 г. н. э.) – в ней описаны более 600 лекарственных средств минерального, растительного, животного происхождения. В восьми разделах рассказывается об их применении. Книга делится на противоядия, эликсиры против дряхлости тела, психические, детские болезни, средства для повышения потенции, врачевание болезней тела и головы.
- Сушрута-самхита (примерно 350 г. н. э.). Книга посвящена в основном хирургическому вмешательству. В ней описано свыше 300 операций, а также медицинских инструменты и лекарства.
Болезни по аюрведе
Исходя из накопленных знаний, аюрведа делит болезни на 5 различных видов.
- Болезнь-учитель. Такие болезни сигнализирует, что человек свернул с тропы эволюции и развития, то есть болезнь становится индикатором пороком, слабостей и несовершенства. Эти болезни можно вылечить, лишь поборов свои недостатки и вернувшись на правильную дорогу.
- Болезнь-друг. Это болезни, которые возникают, чтобы предотвратить болезни смертельные, то есть они замещают какой-то страшный недуг. Иногда системный дерматит «отменяет» возникновение цирроза печени. А развитие варикозного расширения вен предотвращает эпилептические припадки.
- Болезнь-помощник. Недуги, после которых тело человека становится только сильнее и выносливее.
- Болезнь-проводник. Болезни, которые проявляются у человека на пороге смерти, они в аюрведе считаются неизлечимыми, так как жизнь и смерть неразделимы, то есть это те болезни, которые обеспечивают человеку уход из жизни.
- Болезнь-враг. Недуги, которые появляются исключительно из-за воздействия внешнего мира: от излучения, приема алкоголя или наркотиков, канцерогенов, травм.
Механизм появления и развития болезней
В медицинской системе аюрведе рассматривают пять основных причин-механизмов, из-за которых появляются болезни. Стоит отметить, что их трудно опровергнуть даже с точки зрения классической медицины, а некоторые уже признаны.
Виды механизмов делятся на два подвида: внутренние и внешние.
- Кармический
Склонность осуждать других, зависть, похоть, склонность ко лжи, ненависть – это все выжигает организм изнутри. И можно сколько угодно врачевать язву желудка, пока человек не научится держать себя в руках, лекарства не помогут избавиться от хронического заболевания. Вообще, если посмотреть по сторонам, то чем неприятней человек, тем чаще он болеет. Люди, склонные к истеричности и скандальности, в старости чаще страдают болезнью Паркинсона, бездельники – безумием и т. д. После очередной нервотрепки у многих женщин сбивается цикл или появляется крапивница или молочница. В общем, если посмотреть на ситуацию со стороны, то обычно болезни проявляются после очередного негативного, злого поведения. Исправить свое здоровье в этом случае можно, только исправив себя. А утверждение «все болезни от стрессов» уже можно услышать из уст провинциального терапевта.
- Родовой
Этот механизм можно назвать «наследственным». Но речь идет не только о генетических болезнях. Помимо нашей кармы, мы обладаем еще и кармой своего рода. И каждый человек в силах победить дурное поведение своих предков, исправить их ошибки и изжить тем самым наследственные болезни, устранив их из кармы своего рода. Если же этого не произойдет, то болезнь будет терзать и человека, и его детей. Этот механизм опасен тем, что младенец учиться еще в утробе у своих родителей, принимая их энергетику. И при этом ребенок не отличает зло от добра (разве что интуитивно). Поэтому взрослому человеку придется прорываться сквозь шаблоны поведения, которые он перенял у своей семьи. И главное тут – осознать, что где-то в поведении близких был порок, который казался нормой. Оттого победить родовой механизм и отключить его очень трудно.
- Экологический
Этот механизм классическая медицина учитывает и, возможно, иногда даже переоценивает его влияние. К экологическому механизму отношение имеет и режим дня, и чистота воды и воздуха, и вредные привычки, и качество продуктов. Однако нужно понимать, что некоторые алкоголики доживают до 90 лет, но иногда раком заболевают люди, которые в жизни не выкурили и одной сигареты. Конечно, экология – это важный фактор, но не стоит делать ставку на него. «Отключить» этот механизм возможно, ведя правильный образ жизни, высыпаясь, употребляя очищенную воду и свежие, натуральные продукты. Кстати, к вредным привычкам, по аюрведе, относятся не только курение, но и пристрастие к кофе.
- Метаболический
Этот механизм влияет на клетки, точнее, разрушает их. В момент зачатия человек получает энергию от родителей и с запасом этих сил вступает в жизнь. В момент рождения запускаются биологические часы, а силы начинают растрачиваться. Метаболический механизм начинает играть существенную роль после 25-30 лет человека, когда клетки начинают обновляться медленнее. Тогда процесс развития сменяется процессом старения. Клетки тела начинают терять свою функциональность, человек становится вялым, забывчивым, пассивным, гормоны и аминокислоты в его теле начинают вырабатываться в избытке или недостатке. Однако тормозить разрушение клеток помогает физкультура, правильное питание, получение антиоксидантов через продукты и маски для тела.
- Онтогенетический
Этот механизм тесно перекликается с системой трех дош в аюрведе. Вкратце эта теория опирается на то, что в человеке одновременно проходит развитие, изменение и разрушение. Процессы эти естественные, так как неизменность означает стагнацию, смерть. Так ребенок меняют фигуры и гормональную систему матери, одновременно подавляя иммунную систему женщины. Без накопления жира материнским организмом, к примеру, клеткам нового организма негде будет брать холестерин для появления, а не «приглушенный» иммунитет спровоцировал бы выкидыш, принимая беременность за болезнь.
Аюрведа предполагает комплексный подход к пониманию и лечению телесных недугов
Типы конституции по аюрведе
В Аюрведе выделено три основных типа конституции человека. Исходя из того, каким телосложением наделен человек, следует выбирать и диету, и упражнения йоги.
Тип Питта
Люди с таким телосложением плохо переносят жару и солнце, достаточно сильны и выносливы. В их манерах прослеживается тяга к руководству, они наделены острым умом, организаторскими способностями. Их речь четкая, точная, но в моменты стресса эти люди вспыльчивы, раздражительны, склонны к гневу, даже воинственны, ревнивы и склонны к спорам. Но в момент равновесия эти люди становятся нежными, ласковыми.
Эти люди пьют много жидкости и обладают отменным аппетитом. Они начинают злиться, если вовремя не поедят, и могут просыпаться ночью, чтобы выпить воды и перекусить.
Тип Ватта
Это хрупкие, слабые физически люди с быстрой реакцией. Их движения резкие, ходят эти люди очень быстро, иногда не замечая никого вокруг. Люди с такой конституцией быстро загораются новой идеей, но также быстро остывают, любят воспринимать новую информацию, но быстро ее забывают. Они обладают богатым воображением, возбудимы, быстро переутомляются, беспокойны, переменчивы в своих эмоциях и настроении. Умственная и физическая активность у них происходит вспышками, апатия может сменить активность. Аппетит у таких людей нерегулярный, есть склонность к запорам. Такие люди могут то есть целый день, даже просыпаться от голода, то весь день пить одну воду. Кожа у типа Ватты зачастую очень сухая.
Тип Капха
Это люди могучего телосложения, с огромной физической силой и неисчерпаемой выносливостью. В них постоянно бьет ключом энергия, но при этом движения, походка умерены и изящны. Натура у них мягкая, спокойная, они не склонны к гневу. Такие люди медленно усваивают новую информацию, зато обладают долговременной памятью.
Кожа у людей этого типа прохладная, бледная, склонна к жирности. Спят они крепко, спокойно, аппетит умеренный, но есть склонность к ожирению. Такие люди редко гневаются сами, всегда довольны своим положением и стараются примирить окружающих, находят компромиссы. Они всегда долго раздумывают, прежде чем принять окончательное решение.
Более подробно о типе трех дош читайте в нашем отдельном материале.
Йога и аюрведа
В аюрведе йога является одним из инструментов достижения здоровья, профилактики болезней. В Индии принято сначала изучить азы аюрведы и только после этого приступать к йогической практике, которая в первую очередь способствует восстановлению душевной гармонии. Йога помогает вылечить почти все болезни, вызванные стрессом: ожирение, проблемы с пищеварением, дерматиты.
Но и физическая нагрузка на организм помогает избавиться от недугов. Асаны усиливают кровоток, выпрямляют позвоночник, повышают гибкость, из-за них происходит массаж и стимуляция органов.
В аюрведе есть распределения асан по типу телосложения. Так, людям с конституцией питта и вата нельзя выполнять позу свечи больше минуты, это может вызвать ментальные нарушения и дать большую нагрузку на 7 шейный позвонок. Людям типа капха нежелательно долго выполнять позу скрытого лотоса, так как эта асана дает сильную нагрузку на надпочечную железу.
Йога и аюрведа неразрывно связаны
Пранаяма по аюрведе также имеет некоторые особенности для людей телосложения разного типа. Люди типа питта вдыхают через левую ноздрю, а выдыхают правой. Люди с конституцией капха должны вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Люди телосложения ватта дышат обеими ноздрями поочередно.
Аюрведа: лечение цветом
Один из методов аюрведы – это цветотерапия. Согласно этому учению, каждый цвет несет сигнал и силу, и их, соответственно, можно использовать для лечения. Например, можно носить одежду определенного цвета или пить воду из цветного графина.
Красный. Неразрывно связан с кровью, и влияет на формирование лейкоцитов, кровообразование и кровообращение, сохранение тепла тела. Этот цвет помогает поддерживать здоровый вид кожи, наполняет энергией нервные ткани, костный мозг. Но переизбыток красного в комнате, одежде или воде может вызвать воспаление.
Оранжевый. Согревает, наполняет сексуальной энергией.
Желтый. Стимулирует интеллект, сочувствие, способность к пониманию и усмирению эго. Но переизбыток желтого может вызвать застой желчи.
Зеленый. Дарит ощущение свежести, как телесной, так и духовной, помогает сердечной чакре. Он смягчает чувство, успокаивает сердце.
Голубой. Охлаждает эмоции, успокаивает ум, очищает сознание. Он помогает устранить болезни печени.
Фиолетовый. Пробуждает космическое сознание. Дарит ощущение легкости тела, расширяет восприятие.
А где же чудо?
Рассмотрев основные аспекты и инструменты аюрведы, можно сказать точно: никаких чудес эта медицинская система не сулит. Она базируется на правильном питании, массаже, дыхательной гимнастике, физических нагрузках и использует элементы психологии, то есть на том, чем оперирует современная медитация. Достигая гармоничного психологического состояния, человек становится здоровее, укрепляется его иммунитет и способность противостоять стрессам. Правильное пищеварение, чистое дыхание, улучшение состояния крови также помогают предотвратить развитие недугов. По тем же причинам замедляются и процессы старения организма.
Так что аюрведа действительно помогает сохранять здоровье и хорошее настроение. Однако, чтобы этого достичь, нужно много работать над собой, расти духовно, менять образ жизни, то есть, чтобы добиться долголетия и красоты, придется потрудиться хорошенько. Впрочем, есть и отличия: в отличие от консервативной медицины, аюрведа не признает «хронический болезней». «Хроническими» могут быть те болезни, причины которых человек не хочет устранять, – кармические или родовые.
Добавить комментарий